журнал "я Эксперт"
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Миллионы прибыли или убытков. Что выберите вы?
Лариса Гусева
Член Совета по интеллектуальной собственности ТПП РФ.
Директор некоммерческой организации Союз юристов нового времени «ЮНОВА». Владелец юридической фирмы. Практикующий юрист, наставник юристов. Сертифицированный специалист в области защиты интеллектуальной собственности. Член Ассоциации юристов России.

«Почему нельзя использовать эту картинку, она же из интернета? Что значит «авторские права»? А мы ее частью логотипа сделали...» Как часто с этими и другими высказываниями своих клиентов сталкивается гостья нашей редакции, юрист со стажем более 18 лет Лариса Гусева. Поче- му так важно соблюдать авторские права, чем грозит их нарушение, кто такие патентные тролли, как за счет законных действий с интеллектуаль- ной собственностью можно повысить прибыль – об этом и не только читай- те в нашем интервью.

«Я эксперт»: Лариса, расскажите, что такое ин- теллектуальная собственность?
Лариса Гусева: Интеллектуальная собственность – это, во-первых, результаты интеллектуальной деятельности людей, а во-вторых, средства инди- видуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг. То есть она включает два достаточно боль- ших блока.

Если рассматривать первый, то это произведения музыки, науки, литературы, искусства, программы для ЭВМ (кото- рые тоже приравниваются к произведениям науки, лите- ратуры и искусства). Также это базы данных – клиентская информация, которую бизнес так тщательно собирает и так глупо, по незнанию законов теряет с уходом сотрудников или после грязного вмешательства конкурентов. К первому блоку относят изобретения, полезные модели, промышлен- ные образцы. Интересные объекты интеллектуальной соб- ственности – селекционные достижения по изобретению новых сортов растений, топологии интегральных микро- схем, ноу-хау.


И немного о втором блоке...
Л.Г.
: Второй блок тоже включает много объектов.

Один из проблемных – фирменные наименования (названия организаций). И вот в чем основная проблема, возникающая у наших бизнесменов, не разбирающихся в законах: если окажется, что название было где-то позаимствовано, то его автор может подать в суд для аннулирования регистрации вашей фирмы. Самое интересное – в реестре юрлиц буквально тысячи организаций с одинаковым наименованием. Еще один проблемный объект – товарный знак, знаки об- служивания. Было время, когда необходимость их получать игнорировалась. Сейчас же все изменилось. И я призываю тех, кто находится в ожидающей позиции, поторопиться – вполне возможно, скоро не останется свободных словесных элементов для регистрации товарных знаков. Поэтому от размышлений пора переходить к действиям – обращаться к юристам и регистрировать товарные знаки. Особенно это касается бизнесменов, которые поставили дело на ноги, со- здали продающий сайт, раскрутились и получают хорошие
деньги. Ведь им не хочется потерять свое детище, а по незна- нию законов это вполне может произойти. Отсюда у нас так много патентных троллей и прочих нечестных на руку людей.
Кто такие патентные тролли и чем они опасны?
Л.Г.:
Патентные тролли – это люди, которые знают законы об интеллектуальной собственности и авторском праве Россий- ской Федерации, отслеживают рынок на предмет наличия незарегистрированных товарных знаков, логотипов и прочих элементов, которые уже используются прибыльным бизне- сом, оформляют заявки на них, а потом либо предлагают вы- купить их, либо грозят судом, который встанет, конечно же, на их сторону.

Получается, кто владеет информацией, тот владеет миром?
Л.Г.:Конечно!Абизнесменам,попавшимвполезрениятаких троллей, только и остается, что выкупать заявки, так как су- дебное разбирательство – дело долгое, дорогое и не всегда выигрышное.

Еще немного скажу об объектах из второго блока. Буквально недавно его перечень пополнили географические указания и наименование мест происхождения товара. Их может полу- чить компания, изготавливающая крымское вино, вылавли- вающая камчатского краба и так далее. Нужно это для того, чтобы фирмы, делающие вино где-то под Бургундией или Шампанью, не смогли назвать его «крымским». И хотя объ- екты эти появились недавно, уже идет активная регистрация заявок. Особенно в свете последних событий с импортозаме- щением и поддержкой отечественного производителя. Перечень объектов интеллектуальной собственности доста- точно широкий, но не исчерпывающий. Он постоянно обнов- ляется, поскольку мир развивается. Так, в список можно спо- койно добавить посты в социальных сетях, статьи на сайтах и прочее. Даже то, что нарисовал ваш ребенок в детском саду, уже считается объектом интеллектуальной собственности. И его можно задепонировать, закрепив авторские права.




Что такое депонирование?
Л.Г.: Это способ защиты авторских прав. Процедура следу- ющая: на профильный интернет-сервис (частный, платный) загружаешь произведение (фотографию, картину, логотип, статью, презентацию), которое должно соответствовать тре- бованиям ресурса, и получаешь свидетельство, которое под- тверждает, что в эту дату именно вы загрузили объект под определенным названием. Если вдруг когда-нибудь возник- нет спор о том, кто же его автор, данное свидетельство послу- жит доказательством.


Из Ваших ответов следует, что дела с пониманием важности интеллектуальной собственности и авторского права в Рос- сии обстоят плохо. Правильно?
Л.Г
.: Да, к сожалению, в России с этим не очень гладко, но сфера активно развивается. Так сложилось исторически. Я даже хочу написать статью на эту тему.

Откуда же все пошло? С советских времен, когда собствен- ность была общая, институт частной собственности рубился на корню. Только в 90-х, начале 2000-х ситуация начала вы- равниваться.

И какова она сейчас?
Л.Г.: Государство настолько заинтересовалось вопросом интеллектуальной собственности, что разрабатывает про- граммы ее поддержки и развития в России. И не зря. Наш интеллектуальный капитал, пожалуй, самый большой в мире. Нельзя допустить, чтобы умы утекали за границу. Получается, ресурс огромный, но до недавнего времени практически не используемый. Это неправильно.
Если пробежаться по цифрам, у нас только 2 % ВВП страны составляют нематериальные активы (то есть плоды интел- лектуальной работы и объекты авторского права). А в других странах – 9–15 %. Это довольно большой разрыв. На прави- тельственном уровне решено, что до 2030 года процент дол- жен быть увеличен в три раза!
Поэтому сегодня ведется активная законотворческая и про светительская деятельность. Я, как директор и вице-прези- дент, участвую в некоммерческом проекте «Союз юристов нового времени "ЮНОВА"». Моя цель – развитие интеллекту- ального права в России, просвещение граждан и бизнеса по всем интересующим вопросам.

Расскажите подробнее о Союзе юристов нового времени «ЮНОВА»
Л.Г.: Это некоммерческая организация, которая объединяет сообщество юристов и специалистов высокой квалифика- ции из России и других стран, состоящее более чем из 500 человек. Каждый является специалистом в сфере интеллек- туальной собственности, а также в других отраслях права (от семейного до международного). У нас есть кандидаты наук, бывшие судьи и военные, сотрудники правоохранительных органов,адвокаты.

И все мы болеем душой за интеллектуальную собственность, занимаемся просвещением, разъяснением законодатель- ства, проводим конференции и мастер-классы.
Ведь даже среди моих клиентов было много людей, которые в своей деятельности регулярно использовали объекты ин- теллектуальной собственности, вплоть до их создания, но даже не знали об этом. А ведь речь не только о нарушении законов по незнанию, но и об упущенной выгоде.


В чем проявляется упущенная выгода?
Л.Г
.: За счет законных действий с интеллектуальной соб- ственностью можно повысить прибыль. Недавно на совеща- нии со штатом моего клиента обсуждали этот вопрос. Финди- ректор сначала засомневался, но после моих объяснений сел считать и понял, что увеличение прибыли может достигнуть 30 %! Тут уже и появился интерес к вопросу.

Вы уже говорили о том, что использование чужого фирмен- ного названия грозит судебными тяжбами. Какие еще ошиб- ки в работе с объектами интеллектуальной собственности могут быть чреваты судом?

Л.Г.
: Часто люди считают, что раз картинка, статья, фото и так далее выложены в интернет, то они общие, «ничейные». И можно ими пользоваться. Это не так. У них есть собствен- ник. Автор, правообладатель, если угодно. И в большинстве случаев он никому не разрешал использовать свое произве- дение без согласия. Запомните: отсутствие запрета не явля- ется согласием. От незнания этого правила возникает много проблем, вплоть до полной остановки бизнеса и миллионных судебных исков.

Посмотрим на ситуацию с другой позиции. Как действовать людям, чьи авторские права нарушены?
Л.Г.
: Сначала пишем претензию с требованием удалить мате- риалы из открытого доступа. Не удаляют – идем в суд. Также можно потребовать компенсацию, размер которой, согласно ГК РФ, колеблется от десяти тысяч до пяти миллионов ру- блей за одно нарушение. Все зависит от того, насколько из- вестен и серьезен объект интеллектуальной собственности, в отношении которого нарушены авторские права.

На чью сторону чаще всего встают суды в этом вопросе? Л.Г.: Если будет доказано, что права принадлежат конкретно- му автору и он не давал согласия на использование объекта, то шансов отстоять в суде свою невиновность и правоту у компаний-нарушителей – один на сто тысяч.
Главное – чтобы человек, чьи права нарушены, грамотно со- брал доказательства. Если будут юридические недоработки со стороны автора, без помощи юриста, защищающего его права, шансы второй стороны выиграть дело существенно увеличиваются.
Делюсь еще одним лайфхаком, как обезопасить себя и свои авторские права. Возьмите обычный конверт, положите туда ваш объект интеллектуальной собственности (на титульном листе обязательно укажите ФИО автора и дату) и отправьте себе же по почте. Когда получите письмо, не вскрывайте его, положите в сейф. Если возникнет спор, откроете в суде и тем самым докажете свои права.


© 2021 Лариса Гусева
Почта:
lara_mail@bk.ru
Made on
Tilda